Почему мы не можем представить нашу жизнь без кошек? И как им удалось завоевать весь мир

Кошкам удается успешно манипулировать людьми на протяжении многих тысячелетий. Они есть на всех континентах, кроме Антарктиды, живут с нами в одном доме и получают заботу и любовь. Но когда именно кошки начали «завоевывать» наш мир? Теперь исследователи пролили свет на эту тайну.

Предки домашних кошек

Домашние кошки, как известно, произошли от диких (Felis silvestris), которые были распространены на территории Европы, Африки и большей части Азии. Изначально существовало пять подвидов этих животных, которые для неопытного глаза выглядят идентично, особенно когда все что от них осталось – это найденные археологами скелеты.

Однако эти подвиды отличались между собой на генетическом уровне. Такой вывод сделали ученые, которые исследовали останки 352 кошек, найденных от Намибии до Франции, возрастом от 9000 до 100 лет. Благодаря этому исследователи смогли определить, где кошки впервые переступили порог нашего дома.

Когда дикая кошка превратилась в домашнюю

Полученные результаты подтверждают существовавшие ранее предположения о том, что все домашние кошки произошли от одного подвида – ливийского (Felis silvestris lybic), около 10 000 лет назад. Скорее всего, фермеры начали разводить их, чтобы бороться с вредителями.

Но хотя ранее предполагалось, что одомашнивать кошек начали на какой-то одной территории, исследователи обнаружили, что это, скорее всего, произошло в двух местах – на Ближнем и Среднем Востоке. До сих пор неизвестно, отличаются ли египетские домашние кошки от тех, которые появились в странах Ближнего Востока.

Вполне возможно, что в Египте произошло второе одомашнивание. Соавтор исследования Клаудио Оттони утверждает, что этот вопрос смогут прояснить дальнейшие работы ученых.

Внешне кошки кажутся плохими кандидатами для одомашнивания: эти животные – одиночки и хищники, которые не имеют иерархической социальной структуры. И все же, эти пушистые завоеватели распространили свое влияние во всем мире.

Исследователи полагают, что из Египта кошки разбрелись торговыми и миграционными путями на судах и по суше. Любовь людей к ним была настолько большой, что кости египетской кошки были обнаружены даже в поселении викингов на побережье Балтийского моря.

Причины одомашнивания

Анализ ДНК древних останков кошки также смог дать исследователям понимание того, каким был окрас шерсти у предков наших домашних кошек. В первую очередь, это важно потому, что помогает понять, почему и каким образом наши предки решили одомашнить этих животных.

Исследователи обнаружили, что у кошек из Древнего Египта была полосатая шерсть, напоминающая изображения на картинах, найденных в гробницах. Более того, этот окрас доминировал на протяжении многих тысяч лет. Оказывается, что рисунок табби, состоящий из пятен и полос, появился только во времена Средневековья. Кошки такого окраса появились в Юго-Западной Азии, и затем распространились по всей Европе.

Источник

Это говорит о том, что на протяжении большей части истории одомашнивания кошек их владельцы беспокоились не об эстетике, а имели гораздо более практичную причину держать их дома – они хорошо боролись с вредителями.

Запись опубликована в рубрике Природа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.